Мы начинаем мини цикл статей, посвященный локальной системе координат различных элементов модели в Robot. Разобравшись в этом вопросе, можно значительно ускорить создание модели конструкции и повысить ее качество. Сегодня рассмотрим локальную систему координат стержневых элементов.
В Robot используется правосторонняя Декартова система координат. Локальная ось X всегда направлена вдоль продольной оси стержня. Можно буквально на пальцах определить направления осей:
Локальная ось Z является, как правило, «сильной» осью (для большинства сечений стальных элементов), т.е. сечение более развито в направлении этой оси. Другими словами, момент инерции сечения относительно локальной оси Y больше, чем момент инерции относительно локальной оси Z. При задании стержней в глобальной системе координат, ось Y задается согласно определенным правилам: если стержень вертикальный, например колонна, локальная ось Y будет параллельна оси Y глобальной системы координат. Если создаваемый стержень не вертикальный, то плоскость, образованная локальными осями X и Z, вертикальна и локальная ось Z сориентирована в положительном направлении оси Z глобальной системы координат.
Начало локальной системы координат находится в начальном узле стержня (Узел 1), т.е. при построении стержень располагается в положительном направлении локальной оси X. Чтобы изменить направление локальной оси X, можно использовать несколько способов. Первый способ: выделить стержень, в Инспекторе объектов вручную поменять местами номера узлов в полях Узел 1 и Узел 2.
Второй способ: использовать команду Геометрия – Свойства – Местное направление стержня.
При включенной радиокнопке Все выбранные стержни, направление локальной оси Х будет изменено (естественно, номера узлов в полях Узел 1 и Узел 2 поменяются местами для всех выбранных стержней). Радиокнопка Принять ориентацию отправной оси позволяет сориентировать локальные оси X выбранных стержней в положительном или отрицательном направлении выбранной оси глобальной системы координат. Знать, где находится начало и конец стержня важно при задании дополнительных атрибутов, например Снятие связей. В свойствах метки есть столбцы Начало и Конец.
Укажем нужные степени свободы и сохраним метку. Теперь можно за один раз назначить этот атрибут выбранным стержням.
С локальной осью X разобрались, но как же изменить ориентацию стержня в локальной плоскости YZ (в плоскости сечения стержня)? Для этого используется угол Гамма. Положительное направление угла показано на картинке:
Изменить угол Гамма можно несколькими способами. Первый способ: в Инспекторе объектов ввести значение угла вручную. Для этого надо развернуть список Гамма:
Второй способ: использовать диалог Геометрия – Свойства – Угол Гамма.
В выпадающем списке Специальное доступно несколько вариантов развития событий.
0°, 90°, 180°, 270° – данное значение угла Гамма будет назначено выбранным стержням.
Узел – позволяет сориентировать локальную ось Z по выбранному узлу. Посмотрим, как работает данная команда на примере. Итак, у нас есть колонны, расположенные по радиусу с нерегулярным шагом.
Поместим узел в предполагаемый центр, укажем в поле его номер и выберем колонны.
В результате все колонны повернулись на нужный угол. И да, значения этого угла у колонн разные.
Расположение – позволяет сориентировать локальную ось Z соосно с локальной осью Z выбранного стержня. Данная команда очень полезна при задании прогонов. Посмотрим, как она работает, на примере скатной кровли.
В поле номер укажем номер балки, относительно которой будет происходить выравнивание. Необязательно вводить номер руками – достаточно щелкнуть в поле, а затем выбрать нужный элемент в модели.
Затем выберем прогоны и нажмем применить – “ну разве это не круто?” (© дядя Серёжа).
Определение – позволяет ввести нужное значение угла Гамма и применить его для выбранных стержней. Этот вариант аналогичен ручному вводу через Инспектор объектов.
+90°, +180° – данное значение будет добавлено к текущему значению угла Гамма у выбранных элементов.
+Определение – позволяет добавить произвольное значение (в том числе и отрицательное) к текущему значению угла Гамма у выбранных стержней.
Следующие в очереди на рассмотрение плоскостные элементы и узлы. Но об этом в другой раз.
В Robot используется правосторонняя Декартова система координат. Локальная ось X всегда направлена вдоль продольной оси стержня. Можно буквально на пальцах определить направления осей:
Локальная ось Z является, как правило, «сильной» осью (для большинства сечений стальных элементов), т.е. сечение более развито в направлении этой оси. Другими словами, момент инерции сечения относительно локальной оси Y больше, чем момент инерции относительно локальной оси Z. При задании стержней в глобальной системе координат, ось Y задается согласно определенным правилам: если стержень вертикальный, например колонна, локальная ось Y будет параллельна оси Y глобальной системы координат. Если создаваемый стержень не вертикальный, то плоскость, образованная локальными осями X и Z, вертикальна и локальная ось Z сориентирована в положительном направлении оси Z глобальной системы координат.
Начало локальной системы координат находится в начальном узле стержня (Узел 1), т.е. при построении стержень располагается в положительном направлении локальной оси X. Чтобы изменить направление локальной оси X, можно использовать несколько способов. Первый способ: выделить стержень, в Инспекторе объектов вручную поменять местами номера узлов в полях Узел 1 и Узел 2.
Второй способ: использовать команду Геометрия – Свойства – Местное направление стержня.
При включенной радиокнопке Все выбранные стержни, направление локальной оси Х будет изменено (естественно, номера узлов в полях Узел 1 и Узел 2 поменяются местами для всех выбранных стержней). Радиокнопка Принять ориентацию отправной оси позволяет сориентировать локальные оси X выбранных стержней в положительном или отрицательном направлении выбранной оси глобальной системы координат. Знать, где находится начало и конец стержня важно при задании дополнительных атрибутов, например Снятие связей. В свойствах метки есть столбцы Начало и Конец.
Укажем нужные степени свободы и сохраним метку. Теперь можно за один раз назначить этот атрибут выбранным стержням.
С локальной осью X разобрались, но как же изменить ориентацию стержня в локальной плоскости YZ (в плоскости сечения стержня)? Для этого используется угол Гамма. Положительное направление угла показано на картинке:
Изменить угол Гамма можно несколькими способами. Первый способ: в Инспекторе объектов ввести значение угла вручную. Для этого надо развернуть список Гамма:
Второй способ: использовать диалог Геометрия – Свойства – Угол Гамма.
В выпадающем списке Специальное доступно несколько вариантов развития событий.
0°, 90°, 180°, 270° – данное значение угла Гамма будет назначено выбранным стержням.
Узел – позволяет сориентировать локальную ось Z по выбранному узлу. Посмотрим, как работает данная команда на примере. Итак, у нас есть колонны, расположенные по радиусу с нерегулярным шагом.
Поместим узел в предполагаемый центр, укажем в поле его номер и выберем колонны.
В результате все колонны повернулись на нужный угол. И да, значения этого угла у колонн разные.
Расположение – позволяет сориентировать локальную ось Z соосно с локальной осью Z выбранного стержня. Данная команда очень полезна при задании прогонов. Посмотрим, как она работает, на примере скатной кровли.
В поле номер укажем номер балки, относительно которой будет происходить выравнивание. Необязательно вводить номер руками – достаточно щелкнуть в поле, а затем выбрать нужный элемент в модели.
Затем выберем прогоны и нажмем применить – “ну разве это не круто?” (© дядя Серёжа).
Определение – позволяет ввести нужное значение угла Гамма и применить его для выбранных стержней. Этот вариант аналогичен ручному вводу через Инспектор объектов.
+90°, +180° – данное значение будет добавлено к текущему значению угла Гамма у выбранных элементов.
+Определение – позволяет добавить произвольное значение (в том числе и отрицательное) к текущему значению угла Гамма у выбранных стержней.
Следующие в очереди на рассмотрение плоскостные элементы и узлы. Но об этом в другой раз.
Отлично! Спасибо.
ОтветитьУдалитьдавно пользую robot, но на закладку "Расположение" не обращал внимание (крутая штука), спасибо.
ОтветитьУдалитьСледующие в очереди на рассмотрение плоскостные элементы и узлы. Но об этом в другой раз.
ОтветитьУдалитьЖдём часть 2. Спасибо.
Программа - агонь! Блог - агонь!!!
ОтветитьУдалить